Автор(ы) статьи | Название статьи | Название журнала | Номер журнала | Год издания | Страницы | |
---|---|---|---|---|---|---|
Абалян А.Г. Сейранов С.Г. Щенникова М.Ю. Фомиченко Т.Г. Жийяр М.В. | ХАРАКТЕРИСТИКА КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ СБОРНЫХ КОМАНД В ПРОЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА | 2024 | 4-9 | |||
В статье представлены подходы к систематизации содержания профессиональной деятельности специалистов по научно-методическому обеспечению (НМО) подготовки спортивных сборных команд, которые конкретизировали требования к определению трудовых функций, необходимых знаний и умений, требований к образованию специалистов по НМО, что создало предпосылки для формализации характеристики квалификации в форме проекта профессионального стандарта. Применение профессионального стандарта в подготовке спортивных сборных команд позволит: установить и поддерживать единые требования к содержанию и результатам профессиональной деятельности по НМО, единый понятийный аппарат; совершенствовать подготовку, подбор и профессиональное развитие специалистов; внедрять новые образовательные программы | ||||||
Комиссаров В.В. Иванов И.И. | ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ ШАХМАТИСТОВ: ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ | 2024 | 10-15 | |||
Обоснована актуальность проведения исследований по применению интегративного подхода в спортивной подготовке. Цель исследования – выявление требований к результатам спортивной подготовки шахматистов. В результате анализа научных публикаций выявлены компоненты подготовки шахматистов. Проведена интеграция на специализированный и неспециализированный компоненты в структуре требований к результатам подготовки шахматистов. Предложена оценка результатов путем сопоставления с уровнями подготовленности спортсменов. | ||||||
Попова Л.С. Олесов Н.П. | ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСА КООРДИНАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ВЫРАВНИВАНИИ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ДЛИТЕЛЬНУЮ БЕГОВУЮ НАГРУЗКУ В МАНЕЖАХ | 2024 | 16-20 | |||
Статья посвящена проблеме тактико-технической подготовки легкоатлетов, постоянно тренирующихся в спортивных объектах, выполняя длительный бег по круговой траектории. В Республике Саха (Якутия) в связи с холодным климатом занятия спортом в течение 6–8 месяцев зимы проводятся в теплых помещениях, в том числе и тренировки по бегу. В результате ранее проведенных нами исследований было выявлено, что у легкоатлетов при длительном беге в манеже с многократными наклонами на виражах влево из-за функциональной моторной асимметрии формируется двигательный стереотип, приводящий к остановке роста спортивного мастерства и травматизации. Проведено учебно-педагогическое наблюдение за тренировочным процессом легкоатлетов с обучением спортсменов экспериментальной группы, нивелирующим моторную асимметрию координационными упражнениями. Сравнительный анализ результатов, полученных путем измерения длины беговых шагов, кистевой динамометрии и стабилометрии до и после эксперимента, показал достоверно значимое снижение показателей асимметрии у спортсменов экспериментальной группы. Для предупреждения развития двигательного стереотипа у легкоатлетов, выполняющих длительную беговую нагрузку в манеже, необходимо обязательное включение комплекса различных координационных упражнений в тренировочный процесс. | ||||||
Фешин П.В. Гунажоков И.К. Ахтаов Р.А. Коджешау М.Х. | ТЕХНИКА ПОСАДКИ В СПОРТИВНОМ РАФТИНГЕ | 2024 | 21-24 | |||
Становление технического мастерства спортсмена начинается с первого этапа спортивной подготовки. Совершенствование процесса технической подготовки, его методическое обеспечение приобретают особую актуальность для развивающихся видов спорта, к которым можно отнести спортивный рафтинг. Цель исследования – разработка и обоснование эффективности методики обучения технике посадки в спортивном рафтинге. Показано, что применяемая методика позволяет повысить результативность в спортивном рафтинге. | ||||||
Шишков И.Ю. Фураев А.Н. Покрина О.В. | КОНТРОЛЬ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ КЛЮШКИ У ХОККЕИСТОВ С ПРАВЫМ И ЛЕВЫМ ХВАТОМ | 2024 | 25-31 | |||
В работе представлен метод контроля частоты вращения клюшки хоккеистами при выполнении дриблинга на месте. На основе разработанного программного обеспечения и полученного патента № 2732219 C1 РФ, МПК A61B 5/11 «Устройство для определения частоты и точности движения кисти человека при пронации и супинации: № 2020104730» проведены исследования частоты работы кистей рук у хоккеистов-студентов при имитации обводки «под удобную» и «под неудобную руку». Выявлены существенные (p ≤ 0,05) различия в частоте и быстроте произвольных движений хоккеистов – правшей и левшей. Предварительные исследования позволили выдвинуть ряд гипотез: способ хвата клюшки влияет на частоту ее вращения и, как следствие, быстроту обводки соперника; при выполнении обводки «под удобную» и «под неудобную руку» хоккеисты с различными хватами показывают различные скоростные и частотные характеристики, причем у левшей с правым хватом оба показателя выше, чем у хоккеистов с традиционным левым хватом. Дальнейшие исследования позволят найти пути совершенствования техники дриблинга хоккеистов при обводке различными способами. | ||||||
Воронов Ю.С. Васильева З.В. | ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ 12–18 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В КРОССОВЫХ ВИДАХ ОРИЕНТИРОВАНИЯ | 2024 | 32-37 | |||
В статье рассматриваются вопросы планирования тренировочных и соревновательных нагрузок для спортсменов 12–18 лет, специализирующихся в кроссовых видах ориентирования. Установлено, что основными средствами их подготовки являются кроссовый бег и бег с ориентированием (с картой). При этом общий объем циклической нагрузки в ориентировании бегом возрастает на 12-36% в год, количество соревновательных стартов у спортсменов уровня МС – МСМК достигает 50–60 за сезон, а объем бега с ориентированием в среднем составляет 1234 км. Показатели изменения объема и интенсивности тренировочных нагрузок высококвалифицированных ориентировщиков являются объективными критериями рационального нормирования нагрузки для юных спортсменов на всех этапах многолетнего тренировочного процесса. | ||||||
Хомякова А.А. Кузьмичев В.А. Джилкибаева Н.Ж. Калинин Е.М. | СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНТЕНСИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ-ЮНОШЕЙ РАЗНОГО АМПЛУА | 2024 | 38-43 | |||
Целью исследования стало изучение показателей, характеризующих интенсивность соревновательной двигательной деятельности как для команды в целом, так и для игроков разного амплуа. Были проанализированы 25 официальных и контрольных матчей юношеских сборных команд за период с 2019 г. по 2023 г. с участием 306 игроков среднего возраста: 17 ± 4,4 года, сыгравших 85 и более минут игрового времени. В исследование были включены: общая дистанция (м); количественные показатели, а также дистанция для высокоинтенсивных ускорений (> 3 м/с²) и спринта, выполняемого на скорости выше 25,2 км/ч; максимальная скорость (км/ч), регистрируемые с помощью трекинговой системы Wimu Pro (Испания). Результаты исследования показали, что высокоинтенсивные ускорения и спринт характеризуются высокой вариативностью как в среднем по команде, так и отдельно для игроков разного амплуа. На проявление высокоинтенсивных ускорений и спринта оказывает влияние непосредственно игра: игровые эпизоды, игровое пространство, частота вовлечения игроков в игровые эпизоды, требующие выполнения действий с быстрым изменением скорости. Количественные и качественные показатели высокоинтенсивных ускорений и спринта хоть и отражают интенсивность перемещения игрока, однако не позволяют однозначно характеризовать текущий уровень подготовленности и не являются критерием оценки предельных физических возможностей игроков. | ||||||
Булыга В.В. Шебеко Л.Л. Кручинский Н.Г. | АНАЛИЗ ДИНАМИКИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ЗА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ | 2024 | 44-51 | |||
В статье представлены материалы исследования морфологических и функциональных показателей 470 студентов (291 девушки и 179 юношей) в возрасте от 17 до 21 года, обучающихся в Полесском государственном университете. Проведённый анализ годичных изменений антропометрических показателей выявил статистически значимый прирост длины тела, обхвата талии и бедра у девушек и юношей к четвертому году обучения. У юношей установлен ежегодный достоверный прирост всех соматических показателей, в то время как показатели массы тела и обхвата груди девушек не имели тенденции к изменению на протяжении всего периода обучения. Значения морфофункциональных показателей девушек и юношей, характеризующих функциональные возможности дыхательной системы, также имели достоверный прирост к четвертому году обучения. При анализе изменений показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы у студентов с I по III курс обучения установлена благоприятная динамика формирования адаптации организма к выполняемой физической нагрузке. Как у девушек, так и у юношей отмечаются снижение частоты сердечных сокращений, значений индекса Руфье, индекса Робинсона, адаптационного потенциала (по Баевскому Р.М.). Но на последнем курсе обучения наблюдается увеличение значений указанных показателей, что свидетельствует об ухудшении функционального состояния физического развития. | ||||||
Сверчков В.В. Быков Е.В. | УПРАЖНЕНИЯ С ОТЯГОЩЕНИЯМИ ПРИ МЕТАБОЛИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ (анализ научной литературы) | 2024 | 52-57 | |||
Метаболические заболевания являются одними из самых серьезных проблем общественного здравоохранения. Патогенез сахарного диабета 2 типа связан с развитием инсулинорезистентности, ожирение – с избыточным накоплением липидов, метаболический синдром – с абдоминальным ожирением, дислипидемией, нарушением толерантности к глюкозе. Все эти заболевания являются факторами риска сердечно-сосудистых осложнений, онкологии, депрессивных состояний и снижения качества жизни. Известно, что снижение мышечной массы, мышечной силы и мышечной функции наблюдается у лиц с метаболическими заболеваниями. В этом обзоре приводятся современные данные о связи между мышечной массой, мышечной силой, мышечной функцией и распространенностью сахарного диабета 2 типа, ожирения, метаболического синдрома, а также о влиянии тренировок с отягощениями на эти заболевания. Также приводятся доказательства того, что мышечные волокна во время гипертрофии поглощают больше глюкозы и перепрограммируют свой метаболизм, чтобы направлять энергетические метаболиты не только для ресинтеза гликогена, но и в анаболические пути. | ||||||
Богомолов Г.В. Щенникова М.Ю. Прокопенкова Ю.М. Зюрин Э.А. | ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАЗРЕЗЕ РАЗВИТИЯ ВИДОВ СПОРТА (по данным федерального статистического наблюдения) | 2024 | 58-65 | |||
На основе анализа и систематизации официальных данных статистических показателей Росстата за период 2018–2022 гг. рассмотрены организационно-управленческие аспекты развития видов спорта, оказывающие влияние на повышение двигательной активности населения Российской Федерации. Представлены рекомендации, направленные на повышение эффективности вовлечения населения в систематические занятия физической культурой и спортом при реализации деятельности спортивных федераций в региональном пространстве. | ||||||
Рудева Т.В. Козыренко Е.А. Бризгалова В.С. Воронин И.С. | АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ | 2024 | 66-69 | |||
Понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) тесно связано со здоровьем человека, что является в свою очередь ключевой целью любого медицинского работника. Однако заинтересованность будущих медработников к здоровому образу жизни сейчас значительно снижается, что наблюдается уже на начальных этапах обучения в медицинских университетах в отношении дисциплины «Физическая культура и спорт». Повышение интереса к данной дисциплине может быть проведено с помощью цифровизации обучения этой дисциплине. Цель работы: исследование преимуществ и недостатков онлайн-обучения и в частности, дисциплине «Физическая культура и спорт» студентов медицинских вузов для возможности понимания и повышения их интереса к здоровому образу жизни. В ходе исследования был проведен анализ научной литературы по этой теме за последние 10 лет, а также социологический опрос студентов медицинских вузов, направленный на оценку степени приверженности к ЗОЖ и мобильным приложениям в этой области. В результате социологического опроса было выявлено, что отношение большинства студентов к ЗОЖ положительное, при этом отношение к мобильным приложениям в этой области неоднозначное. То же отмечалось в социологических опросах в других отечественных и зарубежных работах. При этом отношение к онлайн-обучению как у преподавателей, так и у студентов – негативное из-за большого количества его недостатков (специфичность проведения занятий, неудобство проведения и прочее), в связи с чем такой способ цифровизации данной дисциплины является неперспективным. | ||||||
Якимович В.С. | ИГРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ | 2024 | 70-73 | |||
В статье приводятся результаты анализа сущностных характеристик игры, а также особенностей использования различных игр в физическом воспитании молодежи. Показано, что игра представляет собой явление сложное и многогранное, а в педагогической науке понимается как своеобразный феномен культуры. Отмечается, что игра в физическом воспитании используется как средство, метод и предмет обучения или развития. | ||||||
Швецов А.В. | БИАТЛОН И ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ В ОЛИМПИЙСКОМ ЦИКЛЕ 2019-2022 гг. | 2024 | 74-78 | |||
В настоящее время развитие любого вида спорта полностью зависит от телевидения, которое является основным источником финансирования современного спорта и генерирует два основных потока денежных средств: продажу телевизионных прав и коммерческое партнерство организаторов соревнований с компаниями-спонсорами. Еще в конце прошлого века биатлон не представлял особого интереса для телевидения. Но постепенно ситуация изменилась и биатлон стал одним из популярных видов лыжного спорта в России и Европе, в то время как лыжные гонки теряли своих болельщиков и позиции в рейтингах телетрансляций. Но благодаря успешным выступлениям российских лыжников-гонщиков и увеличению объемов телетрансляций в 2020–2022 гг., лыжные гонки составили конкуренцию биатлону и включились в борьбу за телезрителя на российском телевидении. | ||||||
Васькова Е.В. Широкова Е.А. | СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СКЛОННОСТЕЙ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФИЛЮ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» | 2024 | 79-85 | |||
В настоящем исследовании мы поставили перед собой цель сравнить показатели эмоционального интеллекта, коммуникативных и организаторских склонностей среди преподавателей физической культуры и студентов, обучающихся на бакалавриате по профилю «Физическая культура и спорт». Для исследования респондентам обеих групп предложили две методики: «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина и «Коммуникативные и организационные склонности» В.В. Синявского, Б.А. Федориша. Между группой студентов и преподавателей были обнаружены статистические различия по шкалам «Межличностный эмоциональный интеллект» и «Понимание чужих эмоций» (у преподавателей данные значения статистически значимо ниже). Исследование корреляционных взаимосвязей между двумя методиками позволило выявить следующие особенности в группе студентов: чем выше уровень коммуникативных склонностей, тем выше уровень управления эмоциями и общий уровень эмоционального интеллекта, и наоборот. Данный факт может быть обусловлен особенностями обучения в высшем учебном заведении и необходимостью поддерживать большое количество контактов. У преподавателей наблюдаются несколько иные тенденции: чем выше коммуникативные склонности, тем ниже внутриличностный эмоциональный интеллект, и наоборот; а также – чем выше организационные склонности, тем ниже контроль экспрессии, и наоборот. Вполне вероятно, что большое количество коммуникаций в профессиональной среде может приводить к сложностям в понимании и управлении своими эмоциями, а наличие серьезного напряжения, связанного с профессиональной деятельностью, приводит к снижению возможности контролировать собственные эмоции. Предложены рекомендации по развитию навыков. | ||||||
Ивашина В.В. | ПОВЫШЕНИЕ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СПОРТСМЕНОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАВНОВЕСИЙ РАЗЛИЧНОГО ВИДА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ | 2024 | 86-89 | |||
В сохранении устойчивости тела возможности человека зависят не только от текущего функционального состояния и особенностей функционального развития, а также большое значение имеет применение необходимых двигательных навыков и некоторых двигательных приемов. В статье представлены полученные данные проведенного исследования, направленного на повышение вестибулярной устойчивости спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике за счет использования дополнительного оборудования: балансировочной подушки, балансировочного диска, низкого гимнастического бревна, теннисных мячей. |